Рождество в закарпатских селах

Посмотреть на колоритное закарпатское Рождество туристы недаром съезжаются со всех сторон, ведь таких праздничных ужинов, народных примет и коляды нет нигде…

Кричун, карачон и настульник

В Колочаве на Межгорье, замечает Мария Шетеля, экскурсовод Колочавского скансена «Старое село», традиционно на Сочельник варят грибную юшку, постные голубцы, лепят вареники, делают винегрет, блюда из фасоли. «Пекут и Кричун – круглый хлебец, в который ставят три боба и пучок овса или пшеничных колосков. Под Кричун люди стелют белы рушник с монетами, чтобы в семье был достаток. Так хлеб должна простоять на столе до Василя. После теми деньгами колочавцы умываются.

Перед тем, как начать ужин, хозяин выбирает из печи горячие угли и окуривает ими дом. Как помолились, садятся за стол – и тогда уже никто не имеет права встать и ходить по комнате. Иначе, верят колочавцы, не будут нестись куры. Ставят на стол отдельно и тарелки для умерших родственников. Ждут в каждой семье колядников – в Колочаве традиционно сначала колядуют дети. Хорошо, чтобы утром в дом зашел мужчина. Ребята-бетлегемы переодеваются в пастушков, ангелов, царей, чертей и показывают спектакль о рождении Христа. Старшие люди колядуют на церковь – в Колочаве есть аж 5 храмов, и от каждой «бригада» обходит все село. На наше Рождество приезжают посмотреть туристы.

В селе Подвиноградов на Виноградовщине месят тесто из муки и молока и тоже пекут хлеб – только здесь он называется «карачон». На Бабий вечер вся семья держит строгий пост. Вместо кутьи и по сей день готовят пшеницу с сахаром. У подвиноградовського колодца святят воду и ужинают только тогда, когда глотнут свяченой. Поэтому есть начинают люди только на следующий день. А той же водой сухими стеблями василика (базилика) и цветами пеларгонии освящают дом».

Древнейшее блюдо – сладкий десерт из чернослива и фасоли. Женщины пекут настульник – небольшой хлеб с интересной начинкой из васильков. Это пахучая трава, символизирует аромат родного дома.

Перед ужином хозяева кормят скот, дома под стол стелют сено, чтобы животные сыты были, а травы – буйными. Не забывают и об умерших – им накрывают отдельно на подоконнике. Курам есть сыплют в колесо – чтобы не разгребали добро по всему двору. В угол ставят пучок пшеницы, стол обвязывают цепью – чтобы семья была крепкой. Также  принято, что в каждой семье есть своя колядка – сейчас их собралось так много, что можно целую книгу писать. Сначала колядуют дети, потом – старшие, а в полночь проходит богослужение. Нового года особо не празднуют. А на Василия девушки гадают. Выбегают на звук церковного колокола и слушают: с какой стороны собака залает – оттуда и парень придет. Или бегут по дрова, хватают охапку и считают. Как четное число – в этом году замуж, нет – еще надо подождать. Еще считают колья на заборе до 9-ти. Который выпадет девятый – кривой или прямой, таким и муж будет».

В географическом центре Европы – Деловом на Раховщине – на Сочельник пекут постные дрожжевые колачи. Их хозяйки готовят из всего домашнего: муки, молока, яиц и выпекают на дровах. Василики круглой формы, внутри с маком или орехами. Кроме лепешек на рождественском столе, как и у всех закарпатцев, в Деловом 12 постных блюд. А еще – яблочное вино, ведь виноградников у нас нет».

«Кукареку» за столом и «крещеные» снопы

В Волосянке на Великоберезнянщине не едят целый день, пока не взойдет первая звезда. А детей, чтобы не лакомились, пугают: если, мол, не послушаются, то сделаются им волдыри. В Волосянке на картофель говорят «гарбудза» – почему, никто не знает.

Прежде всего  бомбульки: картофель отвариваем в мундире, далее толчем, добавляем муки, сахара, солим, лепим шарики и бросаем в кипяток. Как сварятся, заправляем маслом с сахаром. Из фасоли готовим мачанку с чесноком: отвариваем и делаем пюре. Также на столе есть кремзлики, картофель в мундире, капуста с грибами, грибная поливка, узвар. Пекут и крайчун – хлеб с медом (чтобы в доме любили), посыпанный маком. Он должен стоять на столе к Василю. Когда-то знали и рыбу на стол подавать, потому что раньше ее была у нас много. Вот пошли дети, прорубили прорубь – а рыба сама в руки прыгает».

Вечером,  хозяин берет цепь и обматывает ею стол. «Для того, чтобы семья прочной была. Перед ужином берут ведро, сноп из урожая овса (у нас называется «король»), рушники и идут к реке. Черпают воды с камнями – чтобы богатство водилось, и один камешек ставят на сноп – чтобы здоровье было. Такое «процедуру» повторяют три раза, а после сноп еще трижды крестят водой. После первым в воде купается хозяин и приговаривает: «Какая вода студененькая, таким был бы здоровый!” Как все искупаются, поют колядки. Воду в ведре несут домой – ею умываются гости или больные. «Окрещенный» сноп ставят в углу, под стол стелют солому. Хозяйка раскидывают орешки, чтобы дети их искали и ели – считается, что тогда будут зубы здоровыми. Затем зажигают свечу, молятся и садятся за стол. Начинают с картофеля и чеснока. Кстати, чеснок раскладывают по углам стола, и зубчиков должно быть столько, сколько в семье человек. На Сочельник ни в коем случае не ссорятся и не спорят. Первым в дом должен зайти здоровый мужчина. Полночь люди идут на службу в церковь, а утром ждут бетлегемов».

В селе Луги на Раховщине на Рождество готовят репу (картошку) с квашеной капустой, гомбовцы с маком, котлеты из фасоли или сои.  Хозяйка не имеет права встать, пока не придет колядник, а еще … должна «кукарекать» за столом – чтобы были куры и птица неслась. Кроме того, верят: если хозяин держит овец и первым в дом зайдет мальчик, то в этом году будет барашек, если девочка – ягненок. Стол в доме перевязывают шерстяной ниткой – чтобы хозяйство держалос. Посреди стола кладут чеснок, деньги, конфеты. Выпекает хозяйка малый хлебец, который не едят до Крещения. Под порог ставят бумагу – чтобы нечистая сила не могла пролезть. «Крестят» окна чесноком – чтобы черти не пришли.

А на Меланку девушки гадают. Из молодых побегов сливы делают колечки – ужвы – и бросают в воду. Если на дно пойдет – в этом году замуж выйдет, если вверх – еще не скоро женится. Или берут кота и держат его в яме на улице три дня, пока не проголодается. После делают небольшие пироги. Выпускают кота – и если тот потянет пирог под дверь, то парень уйдет, если съест – замуж девушка пойдет, если оставит посреди комнаты, то беременной оставит, а как есть не хочет – еще ей в девушках ходить».

В Доробратове на Иршавщине, также готовят 12 постных блюд – это калачи, вареники, голубцы, винегрет, колоченую фасоль и т.д.. Колядников здесь зовут «Звиздарик», а старшие ребята на Рождество под окнами девушек поют редкую колядку «Божий синяк». Есть еще один обычай – хозяйка весь Сочельник должна сидеть за столом и «квочить» – чтобы куры дома неслись и была в новом году наседка.

Лягушачьи лапки, уха и фаршированные индейки

В Мужиеве на Береговщине,  уже с первых декабрьских дней ощущается рождественско-новогодняя атмосфера. Мужиеве сначала празднуют венгры, затем – украинцы. Колядуют тоже на двух языках. А поскольку большинство мужиивцив – этнические венгры, поэтому поста и 12 блюд нет. На рождественском столе красуется домашний фаршированный индюк, хозяйки делают баник, медовики, рыбные блюда, а некоторые готовят кутью. «Изюминкой» мужиевского Сочельника является девичий вертеп».

В селе Тисаагтелек в Ужгородском районе,  почти все население – также этнические венгры. На Сочельник люди украшают дома всевозможными гирляндами, разрисовывают окна – так, чтобы дом был лучше, чем у соседа. Хозяйки готовят венгерские блюда, обязательно – уху.

В Турьи-Реметы на Перечинщине,  рождественский хлеб – киричун – с маковой, ореховой и медовой начинками. В селе римо-католиков в Сочельник готовят лягушачьи лапки – делают из них отбивные или тушат и подают со сметанным соусом.

Бобы и компот с мамалыгой

В закарпатской столице лозоплетения – селе Иза на Хустщине – колядовать ходят не только в дома, но и в кафе, магазины и на овощной комбинат. На праздничном столе,  обязательно мамалыга с грибной подливой. Варят и постные голубцы, и вареники, пекут пирожки с рисом и грибами, делают компот из диких груш, яблок и слив. Старики в этот компот кладут мамалыгу и так хлебают. А из лозы плетем елочные украшения – солнышка, цветы, миниатюрные корзины с змейками, звездочки и т.д.

В селе Родниковка в Свалявском районе фирменное рождественское блюдо – ресельованные галушки. Измельчаем картофель в блендере или на терке, сцеживаем жидкость,  добавляем вареной манки, солим, перчим, делаем шарики и варим. Из других блюд – квашеная капуста с грибами, фасоль, вареники, пирожки, Баник, голубцы с крумплями и луком и грибным соусом, компот из сухофруктов, чернослив с орехами и медом. Кутью мало кто готовит».

Ранее проводили в селе еще и Гутницкие вечерницы. Раз в неделю собиралась молодежь, шла к дому, где есть незамужняя девушка, и там «заседала». Крутили веретено, кто с кем дружить будет. Хозяйка угощала всех чаем, орешками или пирожками.

В Ждениеве в Воловецком районе в Сочельник хозяин стелет на полу солому и раскидывает орехи. Из соломы также делают повересла – веночки на деревья в саду, чтобы урожай был хорошим. Перед ужином все умываются холодной водой с копейками и загадывают желание. Обязательно каждый член семьи съедает по зубчику чеснока – это на здоровье.

А в Нереснице на Тячевщине,  бетлегемов зовут «дедами», поскольку многие колядники переодеваются в нищих. Из давно забытой традиции – бобовая. Когда хозяйка на Сочельник розкидувала фасоль по всему дому – чтобы скот прыгал, как те бобы, и дети рождались. Готовили женщины и блюда из бобов, а грибы тушили, делали из них мачанку, подавали к капусте. Вместо кутьи – пшеница с сахаром. До сих пор варим «палянички» – это как вареники, но без начинки.

Комментарии запрещены.